Раскрытие информации

Поиск по сайту

EN

Псков ставит на внешнюю торговлю и логистику

СМИ о нас 9 июня 2016

Псков ставит на внешнюю торговлю и логистику

Псковская область активизировала свои действия по привлечению инвестиций в регион. В созданной недавно ОЭЗ «Моглино» уже начато строительство двух заводов, продукция которых ориентирована не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

Когда-то, в XV веке, Псков был вторым по величине после Москвы городом России, ее важнейшим торговым и оборонительным центром. «Любуемся Псковом! Боже, какой красивый город, точно Париж!» — писал один из польских вельмож в ходе безуспешной осады этого города в 1581 году. Однако после основания Санкт-Петербурга и расширения границ Российской империи на запад Псков утратил свое могущество, а в лихие девяностые этот регион и вовсе неофициально называли столицей российской депопуляции: по оттоку населения область уступала лишь некоторым районам Крайнего Севера.

Сейчас, когда после распада СССР этот регион вновь оказался на западных рубежах России (до границы с Эстонией от Пскова всего 35 километров), Псковская область пытается воспользоваться своим выгодным географическим положением и привлечь инвесторов для строительства производств, ориентированных в том числе на экспорт своей продукции в Евросоюз.

Подняться из конца списка

На прошлой неделе агентство «РИА Рейтинг» назвало область самым бедным регионом России. Агентство подсчитало количество денег, которое остается в распоряжении семей в различных регионах страны после вычитания прожиточного минимума. Псковская область с показателем 570 рублей на семью оказалась на последнем месте из 85 регионов. Для сравнения: в Ямало-Ненецком регионе на семью в среднем остается 91 тыс. рублей, в Москве — 69 тыс., а в соседней с Псковской Тверской области — 8,6 тыс. Руководство Псковской области не согласилось с результатом рейтинга, глава региона Андрей Турчак заявил, что подсчеты некорректны, и напомнил: Псковщина занимает пятое место в России по количеству личных авто на душу населения.

Согласно данным Росстата, по своему экономическому развитию регион все же плетется в конце общего списка: объем ее валового регионального продукта (ВРП) составляет 120 млрд рублей (по данным за 2014 год) и по этому показателю она на 73-м месте из 85 субъектов РФ. Примерно такое же незавидное место (72-ю позицию) область занимает и по ВРП на душу населения (185 тыс. рублей в 2014 году). По этому показателю регион, причем в некоторых случаях в разы, уступает большинству субъектов Северо-Западного, Центрального, Южного федеральных округов и его положение соизмеримо с не очень благополучными регионами Северо-Кавказского округа (см. график 1).

Впрочем, в последние годы деловая активность в регионе все же нарастает: если в 2005 году, по данным Росстата, объем ВРП составлял 40,5 млрд рублей, то в 2015-м, согласно предварительным данным, он увеличился до 127 млрд (см. график 2).

Однако не стоит считать, что Псковщина безнадежно депрессивный регион, есть здесь и весьма перспективные предприятия. К самым развитым отраслям относятся, например, машиностроение, электротехническая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия. Всего в регионе работают две с половиной сотни крупных и средних предприятий, среди них такие, как Завод электротехнического оборудования (электротехника), Псковский кабельный завод (кабели и провода), «Псковэлектросвар» (оборудование для сварки), YURA (электропроводка для автомобилей Hyundai), великолукский завод «Лесхозмаш» (техника для лесной промышленности), крупная швейная фабрика «Славянка» и другие. И в ближайшее время в области рассчитывают наращивать производственный потенциал, стимулируя приход в регион новых инвесторов.

«Моглино» дает преференции

Из последних событий значимым для Псковской области можно считать начало строительства первых в особой экономической зоне заводов. Церемония начала этого строительства состоялась в конце мая. «Моглино» — одна из 23 ОЭЗ в России, она расположена в восьми километрах от Пскова и в 45 — от границы с Эстонией, примыкает к федеральной трассе Санкт-Петербург—Рига и железной дороге. Ее площадь — 215 гектаров. Строительство инфраструктурных объектов начато в мае прошлого года, и к сегодняшнему дню вложено уже 2,8 млрд рублей, а общий объем государственных инвестиций предполагается в размере 3,2 млрд рублей, из них 2,8 млрд — средства федерального бюджета и 0,4 млрд — регионального.

Своим резидентам «Моглино» обещает много преференций. Прежде всего это так называемый режим свободной таможенной зоны, который включает в себя освобождение от импортных пошлин и НДС при ввозе оборудования, сырья, материалов и компонентов. Также в ОЭЗ действуют налоговые льготы и особый порядок начисления пошлин и НДС на продукцию, произведенную здесь. В частности, на особую экономическую зону распространяется нулевой налог на прибыль (в России он составляет 20%), нулевые налог на имущество, на землю, транспортный налог, существенно понижены страховые взносы.

«Издержки инвесторов при вхождении в проект на территории нашей ОЭЗ в среднем на 30−40 процентов ниже общероссийских показателей», — заявляет Ольга Торбич, генеральный директор ОЭЗ «Моглино». На свою территорию псковская особая экономическая зона рассчитывает привлечь предприятия различной направленности: производителей автокомпонентов, стройматериалов, сельскохозяйственного и коммунального оборудования, электротехники, логистические компании. Сейчас официально зарегистрированы шесть резидентов, еще с десяток предприятий близки к завершению переговоров. Первые из резидентов приступили к строительству своих производств в конце мая. Это российская компания «Сибирский гостинец» (пищевые продукты) и финская «Нор-Маали» (лакокрасочные покрытия).

«Мы рассматривали много вариантов строительства нашего завода, в частности думали строиться в Тюмени, но в итоге выбрали ОЭЗ “Моглино’, — рассказывает “Эксперту” Дмитрий Ходас, генеральный директор компании “Сибирский гостинец”. — В Псковской области мы получили поддержку со стороны администрации, все быстро и легко оформили. Ну и очень важная особенность этого места — удобное географическое положение, которое для нас играет большую роль, так как значимую часть своей продукции мы собираемся отправлять на экспорт в страны Евросоюза».

По словам Дмитрия Ходаса, его предприятие должно быть достроено и заработает в октябре 2016 года, в проект предполагается инвестировать порядка 400 млн рублей. Новый завод станет специализироваться на инновационных технологиях в пищевой промышленности: здесь планируется осуществлять 30 видов сублимации (особый вид сушки) ягод и фруктов. Предполагаемый объем производства возводимого предприятия — от 27 до 55 тонн продукции в месяц. При этом из нее как минимум 30% будет поставляться в страны Евросоюза. «Мы провели удачные переговоры с крупными европейскими торговыми сетями, которые заинтересованы продавать наш продукт, —продолжает Дмитрий Ходас. — На самом деле российские пищевые продукты по своему качеству сейчас не уступают европейским, а по цене выгодно отличаются благодаря изменению курса рубля. Помимо выгодной логистической составляющей мы рассчитываем в Псковской области получить и хорошую сырьевую базу: закупать там много черники, смородины, малины и других ягод».

Второе предприятие строительство которого начала финская компания «Нор-Маали», намерено также поставлять часть своей продукции в страны Евросоюза. При этом финны рассчитывают, что на их продукцию возникнет устойчивый спрос и внутри России. Речь идет о лакокрасочных покрытиях промышленного назначения. После выхода псковского завода на полную мощность предприятие планирует выпускать 1,6 млн литров этой продукции в год, предполагаемый объем инвестиций — 252 млн рублей.

Помимо упомянутых производств в ближайшее время в псковской ОЭЗ начнет строить свой завод немецкая компания «ФИА ПроТим» (выпуск штукатурно-малярного инструмента, предполагаемые вложения — 600 млн рублей), датская компания «Тэтра Электрик» (котлы, работающие на биомассе, вложения — 150 млн рублей), российская компания «Фельзер» (промышленное холодильное и вентиляционное оборудование, объем плановых вложений — 325 млн рублей), российское предприятие «Линк» (теплообменное и холодильное оборудование), которое собирается осуществить весьма значительные инвестиции — более 1,5 млрд рублей.

«С учетом логистического плеча перспективы производства в Псковской области продукции на экспорт выглядят привлекательными, особенно в страны Восточной Европы. К тому же таможенная ставка при ввозе комплектующих и при вывозе готовой продукции из страны нулевая», — сказал «Эксперту» губернатор Псковской области Андрей Турчак.

Логистические перспективы

Помимо развития производственный мощностей Псков претендует на то, чтобы в обозримом будущем стать крупным международным логистическим центром. Ведь Псковская область — один из двух субъектов РФ, граничащих сразу с тремя государствами: Эстонией, Латвией и Белоруссией (второй субъект — это Алтай, который граничит одновременно с Казахстаном, Китаем и Монголией). При этом регион имеет весьма развитую транспортную инфраструктуру — автомобильные и железные дороги, недавно построен международный аэропорт.

Однако пока, к сожалению, главные транспортные потоки проходят не через Псков — их сейчас перетягивают на себя Санкт-Петербург, Брест и другие города. «Псков мог бы стать крупным логистическим центром для перераспределения грузов на пути в Россию, — заявил в ходе недавнего Форума приграничных регионов в Пскове Геннадий Бессонов, генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам. — Например, я недавно был в Гонконге, и там мировой гигант Nike имеет центр для перераспределения всех товаров этой компании по всему миру. Подобные центры могли бы создаваться и в Псковской области. Я разговаривал со многими международными компаниями, они проявляют высокую заинтересованность в создании подобного хаба на западе России, где они могли бы сортировать и перераспределять свою продукцию, идущую на российский рынок».

По словам Геннадия Бессонова, сейчас для развития подобной идеи очень благоприятный момент, в частности потому, что промышленность прибалтийских стран в настоящее время находится на спаде, при этом в них хорошая логистическая инфраструктура в виде портов, дорог и прочего, которую они стремятся очень активно развивать. «Многие прибалтийские порты ближе к Пскову, чем к Санкт-Петербургу. Мы надеемся, что политические разногласия России и Прибалтики будут в конце концов урегулированы, и тогда вполне возможно активное перераспределение транспортировки грузов в Россию именно через Псковский регион», — отмечает Наталья Иванова, заместитель генерального директора по коммерции и развитию «НСУ Логистик».

Электротехнические инструменты

Перспективным направлением развития Псковской области может стать и формирование в регионе специального электротехнического кластера. Об этом на Форуме приграничных территорий, в частности, говорили представители федеральных властей.

Исторически в Псковской области были расположены и продолжают ныне работать более полутора десятка развитых электротехнических предприятий. Это, например, Псковский электромеханический завод (ПЭМЗ), который появился еще до революции — в 1895 году и последние десятилетия успешно выпускает электродвигатели: в частности, немалым спросом сейчас пользуются большие тяговые асинхронные двигатели, которые завод поставляет для оснащения электропоездов железной дороги, метрополитена, трамваев и троллейбусов. А Завод электротехнического оборудования (ЗЭТО) в Великих Луках, который появился в конце 1950-х годов, в настоящее время является одним из самых значимых в области электротехники российских предприятий, успешно выпуская низковольтное оборудование, комплектующие для трансформаторных подстанций, метрополитена, железный дорог, нефтяной и газовой промышленности.

Специальный электротехнический кластер поможет объединить усилия этих и других предприятий региона по дальнейшему развитию: в частности, в кластере может быть создан единый инжиниринговый центр, единая площадка по выпуску прототипов передовых изделий и многое другое.

Помощь в формировании такого электротехнического кластера готовы оказать федеральные власти. Выступавший на Форуме приграничных территорий директор Департамента региональной промышленной политики Минпромторга Олег Радионов заявил, что в настоящее время его ведомство формирует реестр промышленных кластеров на территории России, которые могут рассчитывать на поддержку и на получение федеральных субсидий. «Псковская область исторически сильна в области производства электротехники. Якорным предприятием нового кластера способен стать Завод электротехничского оборудования, а всего в кластер могут войти более десятка предприятий, — сказал Олег Радионов “Эксперту”. — Мы ждем от властей региона соответствующей заявки и готовы поддержать электротехнический кластер Пскова, который имеет большой потенциал, в том числе в реализации программы импортозамещения».

назадназад
далеедалее
1/0

Все новости

Подписывайтесь на рассылку новостей

Подписка на новости


en
Раскрытие информации Личный кабинет резидента +7 8112 29-33-33